МИР «ВИКИНГА»

Это фильм о том, кто мы и откуда мы

Современный приключенческий фильм немыслим без трюков. И уж тем более, если это фильм исторический. Погони, сражения, схватки на мечах… В «Викинге» таких сцен предостаточно. Для их постановки создатели картины пригласили одного из лучших мастеров своего дела, руководителя каскадерской группы «Номад» Жайдарбека Кунгужинова. 

ЖАЙДАРБЕК КУНГУЖИНОВ

/ постановщик трюков, каскадер, руководитель группы каскадеров Nomad Stunts /

Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, член Международной группы постановщиков трюков Hitz International, член Союза кинематографистов Казахстана, член Национальной академии кинематографических искусств и наук. Жайдарбек Кунгужинов участвовал в создании более полусотни фильмов, в том числе таких известных, как «Конан-варвар», «47 ронинов», «Неудержимые-2», «Марко Поло», «Код апокалипсиса», «Кочевник», «Монгол», «Граница», «Дневной дозор», «Волкодав из рода серых псов», и многих других. Среди актеров, с которыми он работал, — Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Чак Норрис, Кристиан Слейтер, Киану Ривз, Колин Фаррел, Эд Харрис, Натали Портман, Шон Бин, Таданобу Асано, Марк Дакаскос, Дмитрий Дюжев, Гоша Куценко…

— «Викинг» — фильм динамичный, со множеством трюковых сцен. Здесь и конные трюки, и охота, и штурмы городов, и схватки на разных видах холодного оружия. Вы довольны результатом?

— Действительно, «Викинг» получился очень насыщенным. На нем мы сделали множество самых разных трюков, причем некоторые из них были выполнены в кино впервые. Например, двойной завал лошадей — это когда два каскадера на лошадях падают друг на друга. Считаю, что нам удалось сделать очень интересную большую работу, причем на высочайшем международном уровне.

— А как часто актеры, занятые в фильме, выполняли трюки сами, без помощи дублеров?

— Во всех случаях, где это было возможно. Ведь когда сами актеры скачут на лошадях, дерутся, куда-то падают… мы можем видеть их лица, эмоции. К тому же, не заменяя их дублерами, мы сильно экономим время. В «Викинге» актеры многое делали сами, в первую очередь благодаря тому, что их готовили заранее. В Москве с ними занимался знаменитый постановщик трюков Дмитрий Тарасенко, верховую езду преподавал Игорь Лаптев. В итоге мы получили отличный результат.

— Ваша специализация — конные трюки, для съемок «Викинга» вы привезли в Крым своих лошадей. Это какие-то особенные лошади?

— На съемки «Викинга» я действительно привез 40 трюковых лошадей. После долгих споров с продюсерами и режиссером мы решили, что так будет надежнее. Мы скорее сэкономим время и сделаем хорошие трюки с готовыми лошадьми, чем возьмем «сырых» и будем их готовить. Гарантировать качество в таком случае было бы сложно. Трюковых лошадей мы готовим годами. Они не боятся огня, шума, бегущих и размахивающих копьями и мечами людей, могут сбивать людей и предметы — то есть умеют делать то, что противоречит их природе. Если бы мы готовили лошадей местных, у нас было бы максимум месяц два, за это время подготовить стабильную трюковую лошадь просто невозможно. Более того, такая лошадь будет еще и опасна на съемках.  

С лошадьми мне приходится работать много, подобные трюки — моя основная специализация. Но мы умеем делать и многое другое. Например, на фильме «Неудержимые-2» мы обошлись вообще без лошадей!

— Создатели фильма очень трепетно относились к воссозданию эпохи: одежды, быта, оружия. В то же время в фильме участвуют представители разных культур, совсем не похожих друг на друга. Очевидно, что оружие и боевой стиль викингов сильно отличались от манеры ведения боя славянами или печенегами. Удалось ли воссоздать присущие разным культурам особенности?

— Конечно, мы максимально старались придерживаться историзма и предельно правдиво воспроизвести ту эпоху. Мы максимально точно постарались показать стиль ведения боя славянами и печенегами. Еще задолго до начало съемок к нам в Казахстан приезжали ребята из Москвы и показывали, как фехтовали в те времена на Руси, мои ребята учились этому. И у нас есть свой стиль азиатской фехтовальной системы, сохранившийся в древних времен. Мы все это досконально изучали, обсуждали, как это должно выглядеть, вместе с режиссером Андреем Кравчуком и продюсером Анатолием Максимовым. Кстати, он очень щепетильно относился к каждой мелочи, что редкость для современного продюсера. И это тоже очень нам помогло.

— Вам пришлось снимать массовые батальные сцены, хотя в письменных источниках описания подобных сражений того времени практически не встречаются. Какими источниками вы пользовались, когда воссоздавали битвы Х века?

— Стиль ведения боя печенегов, как и других кочевников, не сильно менялся вплоть до монгольской эпохи. Ведь и в X веке, и тремя столетиями позже лошади, копья, сабли, луки со стрелами и дротики оставались практически неизменными. А система ведения боя монголов подробно описана историками, сведения есть в летописях, в китайских хрониках. Мы с Сергеем Владимировичем Бодровым, когда готовились снимать фильм «Монгол», все это подробно изучали сидя в Пекине, так что я изначально понимал, как лучше показать стиль боя печенегов. Что же касается славян, то мы работали совместно с Дмитрием Тарасенко.

— Упряжь и техника верховой езды Х века сильно отличаются от современных?

— Сбруя, конечно, отличается. В те времена она была более простой, хотя и вполне надежной. Такую мы и использовали. Но для исполнения трюков нам все же приходилось менять некоторые части сбруи на современные.  Работа над «Викингом» была интересной, но это еще и очень ответственный и сложный фильм. Было холодно, скользко, много взаимодействий с огнем, падений со стен, сражений в грязи, когда лошадей и людей приходилось для очередного дубля отмывать из пожарного шланга. Некоторым каскадерам приходилось продолжать работать с травмами. Но от хорошей работы всегда получаешь удовлетворение. К тому же у нас сложилась великолепная команда. Суперрежиссер Андрей Кравчук, великолепный второй режиссер Максим Малинин, да и все остальные ребята на уровне. Работать с такими людьми — настоящее счастье. У меня большой опыт съемок в разных странах, и, поверьте, я знаю, что говорю.

Лошадей и людей приходилось для очередного дубля отмывать из пожарного шланга