Не переходя на личность

Как пользоваться общественным транспортом, минуя кассу

Нижний Новгород первым в стране полностью перешел на безналичный расчет

Деньги все больше превращаются в анахронизм. Нет, от товаро-денежных отношений, как мечтали социалисты-утописты и коммунисты, человечество пока отказываться не собирается. Но вот наличные деньги — монеты, банкноты — требуются все реже. Сейчас главное, чтобы в бумажнике хрустели не купюры, а банковские карточки. На кассе не нужно лихорадочно подыскивать мелочь, не нужно думать о сдаче, производя в уме какие-то многозначные арифметические вычисления. Наконец, и саму сдачу теперь не забудешь, и за тобой не кинутся вслед с криком: «Гражданин! Эй, в шляпе! А сдачу-то, сдачу!» Скоро, кстати, и бумажники не понадобятся. Достаточно будет одного смартфона. Благодаря современным информационным технологиям, интернету, микроэлектронике, вещи, которыми мы пользуемся, умнеют на глазах. В недалеком будущем любой утюг и кофеварка смогут сразиться с чемпионом мира по шахматам с хорошими шансами на победу. Но умнеют не только вещи — весь окружающий нас мир, среда нашего обитания, ее инфраструктура. Концепция умного дома распространяется и на целый город. Городские системы жизнеобеспечения точно так же умнеют, автоматизируются, роботизируются, приобретая черты искусственно интеллекта.

А эквайринг, то есть система платежей посредством банковских карт, — важный элемент умного города

Главное, чтобы это было максимально удобно. То есть предельно унифицированно и универсально. Носить с собой ворох разных карт для разных случаев жизни — кому это понравится? Лучше уж старые добрые купюры с монетами. Но в крупнейших мегаполисах мира, конечно, все хорошо продумано. Например, Лондон. Там, где знаменитые красные даблдекеры, двухэтажные автобусы. Деньги тут точно не нужны. Даже в двухэтажных автобусах нет кондукторов, и водители билеты не продают. Есть платежный терминал. Да, билет пока еще можно купить (только заранее), но никто этого не делает, потому что в Лондоне действует единая система оплаты общественного транспорта с помощью смарт-карт Oyster. Для туристов есть еще TravelCard. В любом случае система платежей унифицирована и охватывает весь городской транспорт британской столицы: метро (Tube), линии легкой железной дороги (DLR, Docklands Light Railway — к слову об умном городе, ходят без машинистов, полностью роботизированы), трамваи, автобусы. Можно платить и банковской картой. Разумеется, бесконтактно, то есть никуда ее не вставляя и не набирая пин-код. Что предпочесть — зависит от срока пребывания, частоты поездок, маршрутов. Все это можно заранее изучить и прописать для себя на сайте. Средства на смарт-карте пополняются тут же, в онлайне.

По другую сторону Ла-Манша, в Париже, городская транспортная сеть объединяет метро, RER (Réseau Express Régional d’Île-de-France, сеть экспрессов региона Иль-де-Франс — система скоростного общественного транспорта Парижа и пригородов) автобусы, троллейбусы, трамваи и речные трамвайчики. Разного вида билеты продаются в метро, на остановках. Есть разовые билеты (ticket t, одинаковые для всех видов транспорта), есть проездные: Mobilis (цена зависит от зоны действия), Pass Navigo Découverte (на все зоны, включая аэропорт). Есть специальные предложения для туристов (Paris Visite на 1-5 дней).

В Берлине тоже все виды транспорта объединены в одну систему: трамваи, автобусы, подземные (U-Bahn) и наземные (S-Bahn) поезда, речные трамвайчики и паромы. Берлинская транспортная сеть — это более 5 тысяч километров дорог и 197 километров внутренних рек и каналов, 979 транспортных и пешеходных мостов. Три зоны: «А» — в пределах кольцевой железной дороги S-Bahn; «B» — весь остальной Берлин; «С» — пригороды (в том числе аэропорты, Потсдам и Ораниенбург). Разовые билеты продаются в автоматах. Перед тем как воспользоваться билетом, его надо прокомпостировать. И много проездных разного вида: Tageskarte— билет на весь день, Kleingruppenkarte — билет на весь день для группы до 5 человек, 7-Tage-Karte — проездной на неделю, Monatskarte VBB-Umweltkarte — проездной на месяц. Есть даже 10-Uhr-Karte — проездной на месяц, для тех кто спит до 10 (он, понятно, подешевле). Конечно, в каждом современном мегаполисе, тем более европейской столице есть свои инфраструктурные особенности, в том числе общественного транспорта и систем оплаты. Но неважно, идет речь о Лондоне, Париже, Берлине или, скажем, о Стокгольме, Риме, Мадриде — везде все досконально продумано, предельно унифицировано.

Везде смарт-карты, безналичный и бесконтактный расчет, сопровождаемый онлайновыми сервисами оптимизации расходов на перемещения по городу и пригородам всех категорий граждан — от местных служащих до домохозяек и туристов.

Российские города, в первую очередь обе столицы и другие мегаполисы, тоже активно внедряют передовые информационные технологии в свою инфраструктуру. Однако, пожалуй, первым в России, полностью перешел на безналичные и бесконтактные платежи практически во всех видах городского транспорта Нижний Новгород.

11 апреля 2017 года администрация Нижнего Новгорода, ПАО «Сбербанк», платежная система Mastercard и компания «СитиКард» объявили о реализации проекта по оплате проезда в метрополитене Нижнего Новгорода банковскими картами.

Соответствующее оборудование было установлено сразу на всех станциях и всех турникетах. Это вызвало большой энтузиазм, хотя некоторых горожан постигло разочарование: их карты «не работали». В соцсетях последовали разъяснения: карты должны поддерживать бесконтактную технологию. На таких картах в правом верхнем углу схематически изображается радиоволна. В принципе, почти все карты выпускаются сейчас в расчете и на бесконтактное использование. Не везде есть соответствующие платежные терминалы. Вот в нижегородском метро уже есть. И они работают не только с банковской картой — с любым бесконтактным гаджетом — с часами, браслетом, смартфоном. Надо только настроить там систему платежей — Apple Pay, Samsung Pay или Android Pay, привязать смартфон к своей банковской карте (или сразу к нескольким картам).

Этот инфраструктурный проект очень важен для городских властей, и ему уделялось приоритетное внимание.

«Внедрение системы бесконтактной оплаты проезда позволит сократить очереди, а значит, сэкономить время на дорогу — это особенно важно в часы пик. Уверен, что система, которая работает уже на всех станциях нашего метро, придется по душе в первую очередь молодежи, а они, я надеюсь, научат пользоваться системой своих родителей, бабушек и дедушек», — сказал по этому поводу глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин. Конечно, придется по душе. Особенно учитывая то, что пользуясь картой, горожане получают бонусы от Сбербанка — например, до 20 процентов стоимости каждой поездки в метро. Построенный на холмах там, где Ока впадает в великую русскую реку Волгу, Нижний Новгород — один из красивейших городов России. Древний кремль, историческая застройка позапрошлого века, знаменитая нижегородская ярмарка... Удивительные природные ландшафты. Круглый год сюда приезжает много туристов, и не только из России. Через год тут пройдут матчи чемпионата мира по футболу — город к этому готовится. Полный переход на «безнал», информационные технологии на уровне самых высоких международных стандартов — в ряду прочих общественно и экономически значимых мероприятий в рамках этой подготовки.

Одна из новых местных достопримечательностей — открытая в 2012 году канатная дорога, соединяющая Нижний с городом Бор, на левом берегу Волги.

Через пару дней после перевода метро на безналичные и бесконтактные платежи то же самое сделали и с канатной дорогой.

Торжественный запуск нового платежного решения состоялся в рамках Х юбилейного Международного форума информационных технологий «ITFORUM 2020/Цифровой мир» (проходившего в историческом здании Нижегородской ярмарки). «Ежедневно Нижегородская канатная дорога перевозит порядка 5 тысяч пассажиров. Это не только транспортный коридор, соединяющий Нижний Новгород и Бор, но и привлекательный для туристов объект. Уверен, что преимущества новой системы оплаты проезда оценят по достоинству как местные жители, так и гости нашего города«,— прокомментировал это событие директор АО «Нижегородские канатные дороги» Алексей Валетов. «Mastercard отмечает в этом году 20 лет своей работы в России, и этот проект в Нижнем Новгороде продолжает наши последовательные шаги по внедрению инновационных платежных технологий для развития инфраструктуры городов, — объяснил менеджер транспортных проектов Mastercard в России Алексей Григорьев. — Современная банковская карта — на пластике, в телефоне или другом носителе — может быть единым ключом к самым разным городским объектам, и транспорт — важнейших из них».

Нижегородскому примеру наверняка последуют и другие города России, не только столицы.

Технология есть, для реализации проекта все готово, нужно лишь административное решение. Что касается Нижнего, то став безналичным, он, по уровню информационных технологий в системах оплаты, ничем не уступает европейским столицам и мегаполисам. А уж по красоте точно превосходит.