Десятый век — время действия фильма «Викинг». Век темный, загадочный, кровавый… Он занимает особое, рубежное место в нашей истории — последний век перед принятием христианства.

ПOЧЕМУ МЫ ТАК МАЛО ОБ ЭТОМ ЗНАЕМ?

Потому что почти не существует письменных свидетельств о том времени

Средневековым христианским книжникам было не слишком интересно описывать враждебный им языческий мир, разве что исключительно в негативном свете. А когда хватились — толком ничего уже не осталось, все носители традиций канули в Лету. По сути, есть только Несторова «Повесть временных лет», да несколько византийских, арабских и европейских памятников, где деяния руссов упоминаются, только когда они попадают в орбиту основного повествования.

В последние полвека (или чуть больше) серьезную роль стали играть археологические данные, но их пока недостаточно

СТОИТ ЛИ ВЕРИТЬ НЕСТОРУ-ЛЕТОПИСЦУ?

Скорее да, тем более, что у Нестора нет конкурентов

«Повесть временных лет» при всей своей неоднозначности остается основным источником, стержнем наших представлений о том времени. Из нее мы знаем о призвании варягов, о Рюрике, Олеге, Игоре, Владимире, крещении Руси… Что-то находит подтверждение в других текстах, что-то — нет. К содержанию летописи тоже приходится относиться осторожно. Творение Нестора не могло дойти до нас в подлиннике — чернила и носители того времени были очень недолговечны. Рукопись многократно переписывалась, в нее могли вольно или невольно закрасться ошибки или сознательные изменения. Тем более что переписчиками обычно были монахи и, когда речь шла о временах языческих, многое казалось им странным и даже неправильным. Они могли что-то корректировать, менять акценты. К тому же сам автор (неважно, Нестор или кто-то иной) не был очевидцем событий, а описал их существенно позже. Примерно через сто лет после последних событий, упомянутых им в рукописи.

«Повесть временных лет» рассказывает в основном о событиях, происходивших до крещения Руси, причем описывает их не скептически, мол, что с дикарей взять, а вполне лояльно, с пониманием и уважением к деяниям предков

Летопись Нестора названа «повестью», но, похоже, сам автор воспринимал ее почти как роман

Во всяком случае, в той части, которая касается князя Владимира. Отсюда яркий рассказ о гордой Рогнеде и сложных отношениях с некоей христианкой, вдовой старшего брата Владимира Ярополка. Или история о сватовстве и женитьбе князя на византийской принцессе Анне. А еще рассказы о безудержном «блуде», сотнях наложниц, публичных изнасилованиях… Картина страшная и загадочная, после которой впечатление о Владимире складывается сложное и противоречивое. Как и обо всем, происходившем в ту эпоху. Может быть, автор был захвачен похождениями лихого воина или понимал, насколько важен личный, если угодно, лирический мотив в деяниях исторических персонажей и конкретно будущего князя-крестителя?

БЫЛА ЛИ КИЕВСКАЯ РУСЬ ГОСУДАРСТВОМ?

В современном понимании этого слова — нет

Разные миры жили рядом, общались, но о единстве говорить не приходилось. Был мир славян, живших своими сельскохозяйственными циклами в обособленных родовых городищах и селищах. Это был довольно замкнутый патриархальный мир со своими обычаями, верованиями и особым миропониманием. А параллельно существовал другой — открытый, торговый, городской, который возник на пути «из варяг в греки».

КОМУ ПОКЛОНЯЛИСЬ СЛАВЯНЕ

Богам, олицетворявшим силы природы

Славяне были в первую очередь земледельцами, а не воинами. К сожалению, мы очень мало знаем о славянской мифологии, даже сонм богов нам толком не известен. О подробностях ритуалов и говорить не приходится. Сохранились лишь косвенные упоминания в иностранных источниках, перечисление богов пантеона Владимира в «Повести временных лет», да антиязыческие тексты первых веков русского христианства. Чаще всего упоминаются Перун и Волос, их имена даже есть в текстах договоров русских князей с византийцами. Еще упоминаются Мокошь, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл. Точных указаний о сущности каждого конкретного божества мы не имеем, лишь предположения основанные на этнографических и филологических данных. Так Перун-громовержец считается покровителем дружины, а Волос – «скотьим богом».

Из материальных свидетельств самым ярким из дошедших до нас является Збручский идол — каменное изваяние высотой 2,7 метров. Возможно, он стоял в центре какого-то культового центра.

Кстати, многие псевдобожества были придуманы уже в новое время, когда на фоне просвещенческого преклонения перед античностью в России проснулся интерес к своему языческому прошлому. Это, например, Ярило, Лель, Радегаст или Услада, которые не встречаются в источниках, но появляются в художественной литературе.

С КЕМ ЕЩЕ ИМЕЛИ ДЕЛО СЛАВЯНЕ?

С византийскими и болгарскими христианами и степняками

Христиан вряд ли было много, но это еще один важный ингредиент в бурлящем котле тех времен. Киевские правители регулярно воевали с великой Империей, но их благополучие и даже жизнь зависели от торговли, в которой Византия была одной из главных действующих лиц. Тут же под боком существовал мир кочевников-печенегов, по большому счету грабителей — «беспредельщиков» того времени. И торговля, и земледелие требовали защиты от буйных степняков, поэтому неспокойных соседей приходилось брать в расчет.

Возможно, волхвы были не столько жрецами, то есть, кастой людей-посредников в общение с богами, сколько лекарями, кудесниками, умеющими предсказывать погоду, знавшими травы и умевшими лечить хвори

КТО ТАКИЕ ВОЛХВЫ?

В источниках есть упоминание этого слова, но нет никакой конкретики. Возможно, волхвы были также лекарями, кудесниками, умеющими предсказывать погоду, знавшими травы и умевшими лечить хвори, и эти навыки передавались по наследству или по духовному родству от учителя к ученику. В период насаждения христианской веры волхвы стали символом борьбы за старые ценности и традиции, что сделало их врагами княжеской власти и неминуемо привело к уничтожению. Впоследствии волхвы обрели мифический, даже мистический ареол, мало соответствующий их реальному положению.

ЗАЧЕМ ПРИНОСИЛИСЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ?

Чтобы задобрить богов и приманить удачу

Сейчас нам трудно понять мистическое значение человеческих жертвоприношений и увидеть смысл в ритуалах волхвов. Но люди X века отлично это понимали. Для них было очевидно, почему только самые яркие и внутренне чистые пленники могут стать жертвой — иначе боги не примут ее и не даруют удачу. И чем серьезнее просьба, тем ценнее и кровавее должно быть подношение. Так, дружинники князя Святослава перед битвой под Доростолом принесли в жертву десятки или сотни мирных жителей (которых они вроде бы защищали), чтобы приманить удачу в грядущей битве с воинами константинопольского императора. Православных греков такая жестокость шокировала, но для викингов это было совершенно логично и естественно. Языческий мир был пластичен, ведь боги были наделены чертами людей и их же пороками.